Ikea73.ru

IKEA Стиль
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О настройке смещения

О настройке смещения

Вопросы, связанные с настройкой смещения выходных ламп в усилителях и необходимостью проведения этой процедуры при замене ламп, задаются постоянно. Кому-то действительно интересно, чтобы его аппарат работал надлежащим образом, кто-то считает техобслуживание сплошным «разводом». Каждому свое, так и будет.

Не удивительно, что существует большое количество пользователей, которые вообще не представляют себе что это за смещение такое, где оно живет и зачем вообще нужно. Поэтому можно было бы начать издалека. Я же считаю, что важнее обозначить проблему, обратить на нее внимание. А потом можно и ликбез некоторый дать тем, у кого возникают соответствующие вопросы.

Со времен «золотой эры» ламповой техники пошло мнение, подкрепляемое воспоминаниями старшего поколения, что в ламповом усилителе ничего настраивать якобы не требуется, просто заменил выходные лампы на новые и все отлично работает. Причина, по которой это «канало», проста – консистентность ламп, которая была следствием высокой культуры их производства в те годы. То есть, на заводе усилитель был настроен под определенные лампы с некоторым запасом, необходимым для обеспечения надежной работы, и купленные новые лампы подходили как «родные». На чем основана уверенность, что сегодня это непременно «проканает»?

Давайте проанализируем возможные варианты.

Допустим, в усилителе смещение настроено достаточно «холодно», тогда любая годная лампа соответствующего типа в этом усилителе окажется в допустимом режиме. Просто устанавливаем точно подобранную пару новых ламп вместо старых. Хорошо? Не всегда. Если лампы окажутся в слишком облегченном, обедненном режиме, то усилитель не реализует свой звуковой потенциал. Особенно это заметно на маленькой громкости, звук тонкий, зудящий, вялый.

Или допустим иной вариант, что смещение было настроено конкретно под предыдущую пару ламп. Тогда в случае простой замены возможен как слишком облегченный режим работы новых ламп (см. выше), так и слишком «горячий», тяжелый режим, что, скорее всего, закончится аварией.

Это наиболее типичные случаи (при в общем-то годных лампах), наблюдающиеся у большинства поступающих на обслуживание гитарных усилителей.

Очень часто о звучании ламп различных марок судят по результатам прослушивания, при котором лампы просто перетыкают без надлежащей настройки смещения. Видимо, слушают насколько конкретный комплект ламп подходит к случайной настройке или насколько данный комплект «косячный». Очевидно, что ценность таких «прослушиваний» весьма сомнительна.

Ни в коем случае не пытайтесь настраивать смещение «на слух»!

Какая настройка смещения выходных ламп требуется для правильной работы усилителя? Необходимо установить такой ток покоя, при котором лампа рассеивает половину максимально допустимой для нее мощности. Теоретически можно «высадить» на лампе до 70% допустимой мощности, и так даже будет лучше для звука, особенно на малой громкости… но практически следует ограничиться 50%.

Теперь о том, в каких случаях можно самостоятельно пытаться настраивать смещение.

Если аппарат имеет выведенный наружу шасси регулятор смещения и контрольные точки, если в предоставляемом производителем усилителя руководстве пользователя есть пошаговое описание этой процедуры, тогда это можно делать самостоятельно. Даже наличие контрольных точек необязательно, можно специальным воспользоваться зондом-переходником.

Если же снаружи шасси нет доступа к регулятору смещения и вы не являетесь квалифицированным специалистом (или хотя бы достаточно опытным радиолюбителем) – лучше не суйтесь внутрь аппарата. Например, у «классических» усилителей Marshall 2203 и SuperLead регулятор смещения расположен внутри шасси, причем так, что при его вращении отверткой легко по неосторожности угодить рукой в анодный выпрямитель, а там ни много ни мало 460В.

Читайте так же:
Кнопка выключатель с сигнальной лампой

Ликбез

Лампа рассеивает (превращает в тепло) мощность, равную сумме произведений токов, протекающих в цепи каждого электрода, на напряжения на соответствующих электродах. Сюда же можно добавить мощность, потребляемую подогревателем (нитью накала). Обычно при настройке аппарата учитывается только мощность, рассеиваемая анодом лампы. Чем больший ток протекает в цепи анода лампы при заданном напряжении на нем и остальных электродах, тем большая мощность рассеивается на аноде, превращаясь в тепло, и тем лампа горячее, соответственно, режим тяжелее.

Смещение это напряжение на управляющей сетке относительно катода лампы, с помощью которого задается режим работы лампы. В гитарных усилителях (и вообще большинстве ламповых звуковых усилителей) это напряжение отрицательное. Способы получения и подачи этого напряжения могут быть разными, наибольшее применение нашли так называемое «автоматическое» смещение (автосмещение, «катодное» смещение) и фиксированное смещение.

Автоматическое смещение обычно получается в результате протекания тока через резистор, включенный между катодом лампы и общим проводником схемы (т. н. «землей»). Примеры такого решения: VOX AC30, Laney LC30, Peavey Classic 20, Kustom Coupe’72, Matchless Chieftain (также Clubman, DC30) и т. д. Фиксированное смещение подается непосредственно на управляющую сетку. В большинстве гитарных усилителей это напряжение может настраиваться, исключением являются все модели Mesa/Boogie, Fender ProJunior, Marshall JTM30, Peavey Classic 30 и другие.

Некоторые приемы компоновки, сборки и распайки усилителей.

lamp-amp1

Наверно, каждый начинающий строитель лампового усилителя после того, как определится со схемой и лампами, сталкивался с проблемой компановки этого необычного прибора. Ниже приведены любопытные, на мой взгляд, мысли касательно компановки лампового усилителя самодельщика.

1. Компоновка шасси

– перед макетированием шасси необходимо иметь в наличии все компоненты, чтобы были известны их точные размеры. Это предотвратит ненужную работу, если размеры компонентов в действительности будут иные;
– размещайте силовой трансформатор как можно дальше от наиболее чувствительного входа, его вращением добейтесь наименьшего влияния магнитного поля;
– размещайте дроссели питания всегда перпендикулярно силовому трансформатору;
– для того, чтобы получить идеальную компоновку, следуйте в точности электрической схеме – это позволит сделать соединение между компонентами наиболее короткими;
– по возможности, располагайте цепи переменного тока подальше от цепей постоянного тока;
– по возможности, располагайте цепи переменного тока как можно дальше от сигнальных цепей. Если пересечение неизбежно, постарайтесь, чтобы оно было под 90 градусов;
– проводку переменного тока крепко прикручивайте к шасси;
– проводку переменного тока выполняется из трех отдельных проводников, два для нуля и один для фазы, которые переплетены:
– когда разводите питание накала ламп, никогда не соединяйте ламповые панельки последовательно. Используйте терминал, от которого разводка накала ведется до каждой панельки.

2. Материалы для шасси:

– Предпочтительнее использовать цветные металлы. Не потому, что с ними легче работать, а потому что они не чувствительны к магнитным полям. Возможно применение нержавеющей стали, но она тяжело обрабатывается. Лучшим выбором является медь, а алюминий – дешевым. Если силовые и выходные трансформаторы располагаются на шасси, то ее толщина должна быть не меньше 3 мм в зависимости от размеров поверхности;
– Иногда шасси сгибают под углом 90 градусов для того, чтобы на задней панели смонтировать сигнальные и силовые разъемы. Ближе к этому углу сгиба удобно размещать трансформаторы. Остаток шасси можно сделать из дерева.

Читайте так же:
Лампа которая работает без тока

3. Разводка земли:

– Используйте метод заземления в одной точке. Это значит, что только одна точка электрической схемы имеет контакт с шасси. Каждая земляная точка соединяется с этой точкой отдельно. Хорошим местом для выбора заземлямляющей точки могут быть болты силового трансформатора.
– Для каждого усилительного каскада делайте свою заземляющую точку. Затем они подсоединяются к точке заземления на шасси, например: заземление входного разъема, сеточный резистор, катодный резистор/конденсатор соединены в одной точке (не к шасси), следующие каскады также имеют свои точки для заземления и т.д., затем все эти точки отдельно соединяются с заземляющей точкой на шасси.
– Отрицательная клемма первого силового конденсатора непосредственно соединяется с шасси, каждый последующий конденсатор соединяется отдельно за исключением последнего, который подсоединяется к заземляющей точке каскада. Это делается для того, чтобы сократить путь сигнала через питание.
– Если используется составной конденсатор с общей отрицательной клеммой, то она подсоединяется к шасси. Отрицательная клемма первого конденсатора должна подсоединяться к этой точке. Для всех последующих каскадов она будет заземляющей точкой.
– Не делайте хомуты из заземляющих проводников вокруг компонентов или ламповых панелек. По возможности, скрепите их вместе.
– Заземление в одной точке легко сделать, используя специальные клеммы или кронштейны, прикрученные к шасси. Не используйте слишком толстые заземляющие проводники, для самого большого тока, наблюдаемого для первого конденсатора питания, вполне достаточно проводника 0,8 мм.
– Если силовой трансформатор установлен на резиновых втулках, не забудьте соединить его с шасси. Также сделайте и для дросселей.
– Всегда пытайтесь, по возможности, обходиться без экранированных проводов (наподобие коаксиальных) или экранов. Без экранирования вы получаете открытый звук. Но ежели вы их все-таки используете, соедините их с землей только в одной точке.
– Не соединяйте ваше устройство с сетевой земляной шиной. Эта земляная шина повсеместно используется для всех видов сигналов.
– Не забудьте соединить с земляной точкой вторичную обмотку выходного трансформатора. Это сохранит ваши колонки.

4. Разводка:

– Не используйте толстую проволоку, – 0,4 мм мой стандарт. Более толстая проволока может использоваться только для накала. До 4 ампер вполне достаточно 1,8 мм.
– По возможности используйте изоляцию, некритичную к нагреванию, наподобие тефлона. Я предпочитаю хлопок. Если используются высокие напряжения и используется хлопок, промойте все места пайки.
– Не используйте витой провод, лучшие результаты по звуку могут быть получены при применении цельного провода. Одножильный провод лучше принимает форму и размещается по месту.
– Используйте медь или серебро, последнее предпочтительнее. Не используйте посеребренные медные провода. (не всегда серебро лучше. Смотря в какой системе. Прим. Переводчика. В.Н.)

5. Стабилизаторы постоянного тока для прямонакальных триодов

– Лучше питать накал от батарей, если это невозможно, используйте стабилизаторы напряжения. Они очень тихие и хорошо звучат. Если они хорошо отрегулированы, то их можно использовать и в RIAAкоррекции.

6. Монтаж

– Размещайте трансформаторы на резиновых прокладках, чтобы избежать передачи вибрации на шасси.
– Силиконовый цемент наиболее легкий и надежный способ крепления компонентов к шасси. Он прочный, и надежно изолирует их от шасси.
– По возможности используйте не железные болты и винты. Крепления из нержавеющей стали легкодоступны и хорошо выглядят.
Автор – самодельщик из Дании
Не все утверждения здесь бесспорны, но даже понимание некоторых пунктов уже наведет новичка усилителястроителя к нужным и важным размышлениям.
удачи

Читайте так же:
Какова сила тока в электрической лампе мощностью 100 вт

Простой способ настройки двухтактного лампового усилителя.

Я использую эту методику давно. На ее идею меня натолкнул тот факт, что силовой трансформатор на стержневом магнитопроводе начинает «гудеть» при несимметричности нагрузке катушек на разных его стержнях. Это натолкнуло меня на мысль об использовании этого явления при настройке симметричности выходного 2-х-тактного усилителя. Я стал экспериментировать с разными усилителями и в результате этих экспериментов появилась данная методика.

Предварительно надо подготовить усилитель к настройке, т.е. временно впаять подстроечные резисторы достаточной мощности в соответствующие цепи ламп фазоинверсного (для балансировки усиления плеч) и оконечного каскада (для балансировки тока холостого хода). Пример для фазоинверсного каскада представлен на рис.1 и рис.2.

Рис.1 Рис.2
В схема на рис.1 сопротивление подстроенного резистора следует брать несколько больше номинала оригинальной конструкции. В схеме на рис.2 подстроечный резистор следует также взять номиналом несколько больше оригинального, но устанавливать его следует в цепь первой лампы по ходу сигнала, если это схема фазоинвертора по парафазного или самобалансирующегося типа.

Мощность подстроечного резистора должна быть не меньше мощности постоянного резистора вместо которого (или последовательно или параллельно с которым) он устанавливается. Причем, после окончания настройки полученное сопротивление подстроечного резистора (суммарное: постоянный резистор и подстроечный) должно отличаться не более 5..10% от указанного на оригинальной схеме.
Если же полученное сопротивление значительно отличается от значения в оригинальной схеме, то следует устранить причину вызывающую столь сильный дисбаланс плеч и повторить настройку. Причиной сильного дисбаланса может быть износ ламп, значительная несимметричность выходного трансформатора, ошибка в монтаже и другие причины.

Для настройки нужно:
а) собственно усилитель с потенциометром(-и) баланса смещения выходных ламп и потенциометром баланса напряжения в плечах фазоинвертора. Если таковые не предусмотрены, то установить их временно и после настройки заменить их постоянными резисторами соответствующего номинала;
б) динамик соответствующего сопротивления и эквивалент нагрузки (проволочное сопротивление соответствующего номинала и мощности);
в) звуковой генератор (подойдет любой программный генератор звукового редактора или соответствующая программа, генерирующая синусоидальный сигнал);
г) достаточно тихое помещение.
Желательно использовать подобранные лампы, но если выбора нет, то и с теми, что имеются в наличии настроенный усилитель позволит получить максимум.

Из чего я исходил:
Все лучшие свойства 2-х-тактного усилителя проявляются в наибольшей степени при его полной симметрии – фазовой и амплитудной обоих плеч.
В реальных усилителях, есть много факторов ухудшающих симметрию плеч – разброс в номиналах деталей, паразитные свойства монтажа, несимметричность обмоток выходного трансформатора и др.
Учесть эти факторы теоретически не представляется возможным в конкретной конструкции, но точная настройка плеч может эти негативные факторы уменьшить или даже свести на нет, повышая таким образом качество звучания имеющегося усилителя на его максимально заложенную конструктором высоту.

Вот непосредственно методика настройки:
1. Включаем усилитель с подключенным динамиком (или акустической системой – мне больше нравится одиночный динамик ,который я подношу к уху, если блок питания усилителя очень качественный) и даем лампам полностью прогреться и войти в режим. Регулятор громкости усилителя установлен на ноль.
2. Потенциометром, регулирующим баланс смещения, добиваемся минимального уровня фона переменного тока в динамике. Именно в динамике, а не по равенству токов идущих через выходные лампы ,т.к. исходим из того, что симметричность выходного трансформатора нам не известна в общем случае и ее мы принимаем на веру. (Хотя по сравнению с методикой равных токов через выходные лампы – разница с данной методикой минимальная, но она все-таки есть). Если усилитель достаточно высококачественный (при громкости на «0» в колонах тишина), то можно использовать и наушники.
3. Выключаем усилитель. Отключаем динамик(наушники) и подключаем эквивалент нагрузки. Снова включаем и прогреваем усилитель.
4. Подаем на усилитель синусоидальный сигнал 1кГц (можно и другой – кому как понравится)
5. Добавляем громкость усилителя до получения более половины выходной мощности (с некоторым запасом до начала ограничения) – измеряя напряжение выходного сигнала вольтметром. Для каждого сопротивления нагрузки и мощности усилителя разное значение.
6. Слушаем как «поет» выходной трансформатор и вращая потенциометр баланса фазоинвертора добиваемся наименьшей громкости «пения» (если режим работы выходных ламп АВ или В) – в идеале полная тишина (класс А).
7. Отключаем усилитель и, если потенциометры баланса смещения и баланса фазоинвертора не предусмотрены конструкцией – их надо предварительно впаять, а после завершения настройки –заменить на постоянный резисторы соответствующего номинала, впаянный в нужном месте схемы усилителя.
8. Настройка закончена. Можно подключить акустическую систему и наслаждаться.

Читайте так же:
Выключатель света лампочки с двух выключателей

В чем физический смысл такой настройки:
Исходим из того, реальный выходной трансформатор несколько отличается от идеально, особенно если это недорогой трансформатор намотанный на броневом сердечнике используя разные секции катушки в разных плечах, а не симметрично разделенных и намотанных в разные стороны. В таком трансформаторе даже при идеальном равенстве напряжения на сетках выходных ламп (баланса фазоинвертора), равного смещения и абсолютно одинаковых выходных ламп протекают разные токи сигнала, т.к. обмотки плеч имеют некоторую разницу сопротивления постоянному и переменному току (за счет различия индуктивностей).

В момент прохождения сигнала разных плеч оконечного каскада через свои обмотки возникает разница в динамической намагниченности сердечника трансформатора, отчего трансформатор и начинает «петь». И чем эта асимметрия выше, тем больше это разностное намагничивание, или точнее – перемагничивание при усилении положительных и отрицательных полуволн синусоидального сигнала и тем громче «поет» трансформатор. Причем его «голос» не только становится тише при точном балансе, но и по спектру «ниже», что легко заметить на слух, по крайней мере на усилителях свыше 50вт.

Надеюсь данная методика настройки 2х-такных ламповых усилителей окажется полезной. Буду благодарен за отзывы и замечания по статье.
Виктор Гурченко (Victor Custom)

Ламповые УНЧ

Экспромт — ламповый УМЗЧ на 50 Ватт (6С41С, 6Ж9П) Экспромт - ламповый УМЗЧ на 50 Ватт (6С41С, 6Ж9П)

Схемы ламповых усилителей мощности в представленных авторами статьях (см. перечень литературы) отличаются оригинальностью, продуманностью и хорошими параметрами. Вот и в этой статье предложен несложный 50-ваттный УМЗЧ, в котором можно применить готовые выходной и унифицированный сетевой .

Трехламповый стерео усилитель звуковой частоты на 6Н23П и 6П14П (ECC88, EL84) Трехламповый стерео усилитель звуковой частоты на 6Н23П и 6П14П (ECC88, EL84)

Схема самодельного стереофонического усилителя мощности низкой частоты, собранного на лампе 6Н23П и двух 6П14П. Зарубежные аналоги этих ламп — ECC88 и EL84. Предлагаемый ламповый УНЧ имеет следующие характеристики: Диапазон воспроизводимых частот — от 20Гц до 80кГц; Выходная мощность в триодном режиме — 2 х 2,75Вт; Выходная мощность в пентодном режиме — 2 х 4,5Вт.

Читайте так же:
Коммутируемый ток люминесцентных ламп 10 ax

Ламповый усилитель звуковой частоты на 6С2П, 6П18П (12Вт) Ламповый усилитель звуковой частоты на 6С2П, 6П18П (12Вт)

Добрый день, уважаемые радиолюбители. Как известно, история развивается по спирали, и история развития аудиотехники в этом не исключение. Если взглянуть на рынок усилителей воспроизведения, то можно заметить, что в последние несколько лет вновь произошла реинкарнация ламповых усилителей, а некоторые производители возобновили производство радиолам. Сегодня мы хотели бы предложить вам конструкцию несложного лампового усилителя, предназначенного .

Однокаскадный ламповый УМЗЧ на 4Вт (6П9), схема и описание Однокаскадный ламповый УМЗЧ на 4Вт (6П9), схема и описание

В статье описана конструкция однокаскадного лампового УМЗЧ небольшой мощности, используемого автором совместно с АС, построенной на основе широкополосных головок повышенной чувствительности. В усилителе применено параллельное включение двух пентодов 6П9, отличающихся высоким усилением. Это и позволило получить выходную мощность до 4 Вт при работе с источником сигнала, обеспечивающим напряжение сигнала до 1,5. 2 В, т. е. от любого проигрывателя компакт-дисков или смартфона .

Домашний ламповый винил-корректор (EF86, 6Н2П) Домашний ламповый винил-корректор (EF86, 6Н2П)

Эта статья предназначена для любителей винила, имеющих хотя бы начальные знания по радиотехнике и умеющих держать паяльник в руках. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок. Более того, качество звучания прилично записанной .

Ламповый усилитель с трансформаторами ТПП-258-127/220-50 (6Н8С и 6П3С) Ламповый усилитель с трансформаторами ТПП-258-127/220-50 (6Н8С и 6П3С)

Принципиальная схема самодельного лампового усилителя мощности на 6Н8С и 6П3С, в котором использованы фабричные трансформаторы типа ТПП-258-127/220-50. Автор рассказывает как он изготовил усилитель и какие изменения вносил в схему УМЗЧ, также предоставлены фото разобранного и готового устройства.

Схема двухтактного лампового усилителя мощности на 6П14П (8 Ватт) Схема двухтактного лампового усилителя мощности на 6П14П (8 Ватт)

Двухтактный выходной каскад стереоусилителя отличается использованием в цепи катодов общего генератора тока на микросхеме, благодаря которому и обеспечивается парафазное управление пентодами 6П14П. Выбором коэффициента трансформации сопротивления нагрузки можно в некоторой степени изменять .

Простой ламповый усилитель мощности на 14-20 Ватт (6Н2П, 6П14П) Простой ламповый усилитель мощности на 14-20 Ватт (6Н2П, 6П14П)

Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П. Использование таких старых компонентов, часто .

Лампово-транзисторный УНЧ для наушников и колонок (6Н23П) Лампово-транзисторный УНЧ для наушников и колонок (6Н23П)

Всем ценителям лампового звука выношу на суд свою конструкцию лампово полупроводникового усилителя. Источником для творчества послужили залежи германиевых транзисторов, пролежавших в коробке и успешно позабытыми хороший десяток лет. Наверное немногим известен тот факт,что именно германий дает звучание максимально приближенное к ламповому.

Схема лампового УНЧ с пятиполосным эквалайзером (6Н3П, 6П14П, 6П45С) Схема лампового УНЧ с пятиполосным эквалайзером (6Н3П, 6П14П, 6П45С)

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается. В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector