Ikea73.ru

IKEA Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы лифтовых постов и требования к ним

Типы лифтовых постов и требования к ним

Лифтовой пост – неотъемлемый элемент многоэтажного здания. В зависимости от типа, он может устанавливаться внутри кабины или на каждом обслуживаемом этаже, выполняя при этом разные функции и задачи. Отечественный производитель НПО «Электроавтоматика» предлагает в широком ассортименте посты управления различных модификаций. Они оптимально подходят для комплектации новых лифтов и для модернизации подъемного оборудования устаревших моделей.

Предназначение и преимущества

Лифтовый пост представляет собой комплектующее изделие, которое передает сигналы устройству подъемника. Прибор может выполнять одну из функций: использоваться для вызова кабины лифта или отвечать за дистанционное ручное управление из кабины. От безотказной работы оборудования зависит безопасность находящихся в здании людей.

Основные характеристики лифтовых постов любого типа:

  • Вандалозащищенность. Отличительные достоинства антивандальных лифтовых постов – износостойкость, надежность и эстетичный внешний вид.
  • Уникальная конструкция кнопочных выключателей. Позволяет обеспечить устойчивость к механическим повреждениям и ударам.
  • Коммутирующие элементы кнопочных выключателей – надежные серебряные контакты. Они обеспечивают бесперебойную работоспособность устройства даже при значительных токовых нагрузках.
  • Пылевлагозащищенность. Лифтовые посты могут иметь герметичное исполнение за счет использования кнопочных пьезовыключателей со степенью защиты IP68
  • Кнопочные толкатели и лицевые панели выполнены из нержавеющей шлифованной стали. В процессе изготовления изделий используется инновационная технология лазерной резки / гравировки.
  • Длительный срок эксплуатации. Гарантированный ресурс – минимум 2,5 млн циклов «Включить» / «Отключить». При условии установки на 1 этаже высотного дома устройство может работать 25 лет.
  • Разнообразие схемных решений. Лифтовые посты можно использовать в составе разных станций управления зарубежного и отечественного производства (OTIS, УЛ, УКЛ, ШУЛР, ШОК, ШУЛМ, ШУЛК, Релейные станции и т. д.).
  • Возможность изготовления по индивидуальному проекту с учетом технических требований заказчика.
  • Минимальные сроки поставки. Типовые позиции имеются на складе, а в случае отсутствия изделие будет произведено и доставлено в течение 2-15 дней.

Типы и особенности лифтовых постов

Лифтовые посты подразделяются на основные типы:

Вызывной. Он включает кнопочную панель, установленную на каждом этаже в нише стены лифтовой шахты. Пост этого типа предназначен для ручного дистанционного управления кабиной. Вызов осуществляется с посадочной площадки при нажатии человеком кнопки на этаже. В результате этого лифт получает сигнал, активизирующий его работу.

Приказной. Пост этого типа отвечает за дистанционное управление из кабины. Панель приказа встраивается в нишу стены лифта и позволяет управлять подъемником. Так как устройство используется в абсолютном большинстве случаев ежедневно, оно должно отвечать повышенным требованиям износостойкости и противостоять механическому воздействию.

Для оснащения новой лифтовой кабины обычно используют сенсорный пост приказа. Кроме того, он может применяться для замены изношенного устройства в действующем лифте. Сенсорные панель приказа и пост вызова эстетично смотрятся и облегчают процесс управления лифтовой кабиной.

Вызывные аппараты изготавливаются 3-х типов: FTL (накладные посты), AKL (врезные), TSL (сенсорные стеклянные). Также они различаются по функционалу и могут включать:

  • 1 кнопку;
  • 2 кнопки-стрелки вверх / вниз;
  • 1 кнопку с матричным дисплеем;
  • 2 кнопки-стрелки вверх/вниз, с наличием матричного дисплея.

Исходя из требований и технических возможностей, заказчик может выбрать вызывную панель лифта с оптимальными параметрами:

  • Материал исполнения. При изготовлении панелей используется сталь с порошковым покрытием или шлифованная нержавейка.
  • Количество и форма кнопок. От одной-двух, квадратных или круглых.
  • Вид кнопок. Они бывают с защитой IP68, с индикацией полосой или кольцевой.

Панель вызывного поста врезают в стену, где она надежно держится за счет специальных крепежей. Все электрические провода соединяют с кабиной и главным шкафом управления винтовыми зажимами. Они позволяют обеспечить максимальный контакт, а также защищают вызывную панель от короткого замыкания.

Требования к лифтовым постам

Согласно ГОСТ Р 55964, пассажирские и грузопассажирские лифты должны удовлетворять требованиям безопасности и мерам защиты, установленным в разделах настоящего стандарта. Пост управления располагается в зависимости от особенностей кабины:

  • При дверях центрального открывания пост должен находиться на правой стороне от входа в кабину.
  • При боковом открывании изделие устанавливается на стороне закрывания двери.

Также имеются требования к кнопкам поста управления, расположенным в кабине. При установке оборудования необходимо придерживаться следующих правил:

  • Кнопки на этажи назначения должны находиться вверху панели приказов. Ниже располагаются кнопки для управления дверями и аварийная.
  • Центральная линия кнопок управления дверями и аварийной должна располагаться на высоте до 900 мм от пола кабины.

При многорядном вертикальном расположении кнопки приказов маркируют снизу-вверх и слева-направо.

В.4 Проверка функционирования устройств безопасности лифта

Проверке функционирования подлежат следующие устройства безопасности лифта:

— замок двери шахты;

— электрические устройства безопасности.

При проведении проверки контролируют соответствие сведений об устройствах безопасности, указанных в паспорте и сертификате соответствия (при наличии сертификата соответствия), фактически установленным устройствам безопасности лифта.

При проведении обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы, функционирование устройств безопасности проверяют на соответствие требованиям, установленным взаимосвязанными с ТР ТС 011/2011 стандартами.

В.4.1.1 При проверке функционирования ограничителя скорости лифта проводят:

— проверку срабатывания ограничителя скорости при движении лифта со скоростью, находящейся в пределах, установленных нормативной документацией;

— проверку способности приведения в действие ловителей;

— проверку срабатывания электрических устройств безопасности ограничителя скорости по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.20) и, в случае необходимости, по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.21) (в случае их наличия);

— проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией.

В.4.1.2 При проверке функционирования ловителей проводят:

— проверку срабатывания ловителей, остановку и удержание на направляющих движущейся кабины (противовеса);

— проверку автоматического возврата ловителей в исходное положение после перемещения кабины (противовеса);

— проверку срабатывания электрического устройства безопасности ловителей;

— проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией (при наличии данных требований).

Проверку функционирования ловителей кабины и противовеса проводят при незагруженной кабине на рабочей скорости лифта, но не более 0,71 м/с (для лифтов, оборудованных односкоростным нерегулируемым приводом), или на скорости, предусмотренной для движения в режиме "Ревизия" (для лифтов, оборудованных двухскоростным нерегулируемым приводом, и лифтов, оборудованных регулируемым приводом). Допускается проводить проверку функционирования ловителей кабины и противовеса при незагруженной кабине вручную, от штурвала лебедки (для лифтов, оборудованных лебедкой со штурвалом).

Читайте так же:
Как разобрать выключатель поворотов

Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину (противовес).

Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и устройства, срабатывающего от обрыва или слабины тяговых элементов, проверяют от каждого из этих устройств.

В.4.1.3 При проверке функционирования энергорассеивающих (гидравлических) буферов проводят:

— проверку уровня масла в гидравлическом буфере;

— проверку возврата плунжера гидравлического буфера после снятия с него нагрузки;

— проверку срабатывания электрического устройства безопасности гидравлического буфера;

— проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией.

Проверку функционирования буферов кабины и противовеса проводят при незагруженной кабине на рабочей скорости лифта, но не более 0,71 м/с (для лифтов, оборудованных односкоростным нерегулируемым приводом), или на скорости, предусмотренной для движения в режиме "Ревизия" (для лифтов, оборудованных двухскоростным нерегулируемым приводом, и лифтов, оборудованных регулируемым приводом). Допускается проводить проверку функционирования буферов кабины и противовеса при незагруженной кабине вручную, от штурвала лебедки (для лифтов, оборудованных лебедкой со штурвалом).

В.4.1.4 При проверке функционирования энергонакопительных (пружинных, полиуретановых) буферов проводят:

— визуальный контроль состояния энергонакопительных буферов;

— проверку соответствия их размеров монтажному чертежу;

— проверку наличия табличек со сведениями, установленными нормативной документацией (при наличии данных требований).

В.4.1.5 При проверке функционирования замков двери шахты проводят:

— проверку работы замков дверей шахты;

— проверку возможности движения кабины только после перемещения запирающего элемента автоматического замка двери шахты в ответную часть замка на расстояние не менее, чем установлено нормативной документацией;

— проверку срабатывания электрического устройства безопасности автоматического замка;

— проверку наличия таблички со сведениями, установленными нормативной документацией (при наличии данных требований).

В.4.1.6 Проверка функционирования электрических устройств безопасности

При проверке контролируют следующие электрические устройства безопасности:

— контроля перехода кабиной лифта крайних этажных площадок (концевые выключатели);

— контроля закрытия двери шахты;

— контроля натяжения ремней;

— контроля закрытия створки двери шахты, не оборудованной замком;

— контроля закрытия двери шахты для технического обслуживания оборудования, аварийной двери или смотрового люка в шахте;

— контроля закрытия двери кабины;

— контроля запирания замка аварийной двери или люка кабины;

— для остановки лифта (выключатель, кнопка "Стоп");

— контроля обрыва или относительного перемещения тяговых элементов;

— контроля обрыва или вытяжки каната ограничителя скорости;

— контроль натяжения уравновешивающих канатов;

— контроля срабатывания устройства, ограничивающего подскок натяжного устройства уравновешивающих канатов;

— контроля положения съемного устройства для ручного перемещения кабины (положения съемного штурвала);

— отключения цепей управления из шахты;

— отключения цепей управления из блочного помещения;

— контроля положения блокировочного устройства;

— контроля положения механических устройств для остановки кабины;

— контроля положения складного ограждения на крыше кабины;

— контроля положения складного щита под порогом кабины;

— контроля положения механизма, блокирующего канат безопасности;

— контроля положения рычага, соединенного с ловителями;

— контроля положения упора, предотвращающего опускание кабины.

Электрические устройства безопасности должны функционировать в соответствии с требованиями, установленными нормативной документацией.

Электрические устройства безопасности должны быть включены в цепь безопасности (за исключением концевого выключателя, действующего в цепи главного тока электродвигателя) и при срабатывании размыкать цепь безопасности и предотвращать пуск электродвигателя главного привода или вызывать его остановку.

При проверке функционирования контролируют электрические устройства безопасности, установленные на лифте и указанные в паспорте лифта.

В.4.2 Проверка функционирования устройств безопасности лифта при проведении частичного технического освидетельствования

В.4.2.1 В случае замены ограничителя скорости лифта проводят:

— проверку наличия сертификата соответствия на ограничитель скорости, в случаях установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);

— проверку соответствия характеристик замененного ограничителя скорости, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;

— визуальный контроль ограничителя скорости (в том числе шкива) на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);

— проверку крепления ограничителя скорости и его элементов;

— контроль величины скорости срабатывания ограничителя скорости, которая должна находиться в пределах, установленных ГОСТ Р 53780-2010 (подпункты 5.4.7.1, 5.4.7.2);

— проверку способности приведения в действие ловителей;

— проверку срабатывания электрических устройств безопасности ограничителя скорости по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.20) и, в случае необходимости, по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.21);

— проверку наличия таблички со сведениями, установленными ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.7.11).

В.4.2.2 В случае замены замка двери шахты проводят:

— проверку наличия сертификата соответствия на замок двери шахты в случаях, установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);

— проверку соответствия характеристик замененного замка двери шахты, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;

— визуальный контроль замка двери шахты на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);

— проверку крепления замка двери шахты и его элементов;

— проверку работы замка двери шахты;

— проверку возможности движения кабины только после перемещения запирающего элемента автоматического замка двери шахты не менее чем на 7 мм в ответную часть замка;

— проверку срабатывания электрического устройства безопасности автоматического замка по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.15);

— проверку наличия таблички со сведениями, установленными ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.1.13.5).

В.4.2.3 В случае замены ловителей проводят:

— проверку наличия сертификата соответствия на ловители в случаях, установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);

— проверку соответствия характеристик замененных ловителей, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;

Читайте так же:
Есть ли такое слово выключатель

— визуальный контроль ловителей на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);

— проверку крепления ловителей, а также крепления рычага ловителей к механизму включения ловителей;

— проверку срабатывания ловителей, остановку и удержание на направляющих движущейся кабины (противовеса);

— проверку автоматического возврата ловителей в исходное положение после перемещения кабины (противовеса);

— проверку срабатывания электрического устройства безопасности ловителей по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.23);

— проверку наличия таблички со сведениями по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.6.10).

Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и устройства, срабатывающего от обрыва или слабины тяговых элементов, проверяют от каждого из этих устройств.

Проверку функционирования ловителей проводят при движении кабины вниз с рабочей скоростью при нахождении в кабине груза, масса которого:

— превышает номинальную грузоподъемность лифта на 25% для ловителей плавного торможения;

— равна номинальной грузоподъемности лифта для ловителей мгновенного действия (резкого торможения) или ловителей мгновенного действия с амортизацией.

Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз кабину.

Проверку функционирования ловителей противовеса (уравновешивающего устройства кабины) проводят при движении противовеса (уравновешивающего устройства кабины) вниз с рабочей скоростью при незагруженной кабине.

Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущийся вниз противовес (уравновешивающее устройство кабины).

В.4.2.4 В случае замены буфера проводят:

— проверку наличия сертификата соответствия на буфер в случаях, установленных ТР ТС 011/2011 (статья 6, пункт 2.7);

— проверку соответствия характеристик замененного буфера, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному оборудованию;

— визуальный контроль буфера на предмет отсутствия дефектов (трещин, сколов, коррозии и др.);

— проверку крепления буфера и его элементов;

— измерение ускорения (замедления) кабины при посадке на буфер;

— проверку уровня масла в гидравлическом буфере;

— проверку возврата плунжера гидравлического буфера после снятия с него нагрузки;

— проверку срабатывания электрического устройства безопасности гидравлического буфера по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.5.4.29);

— проверку наличия таблички со сведениями по ГОСТ Р 53780-2010 (подпункт 5.4.8.6).

Проверку функционирования проводят при опускании кабины (противовеса или уравновешивающего устройства кабины) на соответствующий буфер.

Проверку функционирования энергонакопительного буфера кабины проводят при движении кабины на рабочей скорости, с равномерно распределенным по полу кабины грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта.

Проверку функционирования энергорассеивающего буфера проводят с равномерно распределенным по полу кабины грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта. Испытание проводят при движении кабины на рабочей скорости или на скорости, для которой был рассчитан ход буфера, в случае применения буфера с укороченным ходом.

Буфер должен ограничивать перемещение кабины вниз. При этом среднее ускорение (замедление) кабины не должно превышать 9,81 .

Проверку функционирования энергонакопительного буфера противовеса проводят при движении незагруженной кабины вверх с рабочей скоростью.

Проверку функционирования энергорассеивающих буферов проводят при движении незагруженной кабины вверх на рабочей скорости или на скорости, для которой был рассчитан ход буфера, в случае применения буфера с укороченным ходом.

Буфер должен ограничивать перемещение противовеса вниз.

После проверки функционирования ловителей и буфера проводят визуальный контроль деталей кабины и противовеса (уравновешивающего устройства кабины), ловителей и буфера. Повреждения и остаточная деформация металлоконструкций, несущих элементов кабины, тяговых элементов, деталей подвески (опоры) кабины, противовеса (уравновешивающего устройства кабины), ловителей, буфера (буферов) после проведения испытания не допускаются.

В.4.2.5 В случае замены разрывного клапана на лифте с гидравлическим приводом проводят:

— проверку наличия сертификата соответствия на замененный разрывной клапан;

— проверку соответствия сведений о замененном разрывном клапане, указанных в паспорте лифта и в сертификате соответствия, фактически установленному разрывному клапану;

— проверку крепления разрывного клапана;

— визуальный контроль замененного разрывного клапана.

Проверку функционирования разрывного клапана проводят при движении кабины вниз с грузом, масса которого соответствует номинальной грузоподъемности лифта на скорости, необходимой для срабатывания разрывного клапана. При проверке функционирования груз должен быть равномерно распределен по полу кабины лифта. Разрывной клапан должен остановить кабину лифта и удерживать ее в неподвижном состоянии.

При проверке функционирования проводят:

— измерение скорости движения кабины в момент срабатывания разрывного клапана;

— измерение ускорения (замедления) кабины лифта при ее остановке разрывным клапаном.

Разрывной клапан должен сработать не позже момента увеличения скорости движения кабины вниз на величину, на 0,3 м/с превышающую номинальную скорость.

Величина среднего ускорения (замедления) кабины при ее остановке разрывным клапаном не должна превышать 9,81 .

На лифтах с несколькими гидроцилиндрами, с установленными на них отдельными разрывными клапанами, соединенными друг с другом для одновременного закрывания, после срабатывания разрывных клапанов проводят проверку наклона пола кабины. Не допускается превышение более чем на 5% наклона пола кабины от его нормального положения.

Информация об изменениях:

Изменением N 2, утвержденным приказом Росстандарта от 24 февраля 2015 г. N 100-ст, ГОСТ дополнен приложением Г, вступающим в силу с 20 апреля 2015 г.

Лекция № 22 схемы управления лифтами

В схеме управления малого грузового лифта предусмотрены различные виды сигнализаций. С их помощью выполняется контроль над положением кабины, состоянием шахтных дверей и общей работой лифта. В качестве световых сигналов используется лампа ЗАНЯТО, а также освещение кабины лифта во время работы и при открытых шахтных дверях.

Сигнальные лампы, контролирующие положение кабины, располагаются в световом табло, установленном на 1-м этаже. Они приводятся в действие с помощью контактов выключателя на том этаже, где находится кабина лифта. При размыкании контактов, сигнальная лампа тоже выключается. Для своевременного включения освещения кабины и лампы ЗАНЯТО используется промежуточное реле и блокировочные выключатели. В результате, свет будет включен, если открыта хотя-бы одна из створок шахтных дверей.

Читайте так же:
Автоматический выключатель двухполюсный под опломбировку

Если требуется исправить уже зарегистрированный приказ или при возникновении другой аналогичной ситуации, остановка лифта осуществляется с помощью кнопки СТОП, расположенной на панели лифтера. Отключение неработающего лифта выполняется с помощью автомата и главного рубильника.

Принципиальная электрическая схема лифта

Схема пассажирского лифта

Устройство шахты лифта

Схема включения пускателя

Реверс электродвигателя – схема

Система управления лифта

В машинном помещении расположен специальный выключатель, с помощью которого отключается вся система управления. Перед началом работы лифта он включается вместе с рубильниками и автоматом. Движение кабины начинается, если нажата хотя бы одна кнопка приказа. При этом, контакты концевого выключателя и блокировочные контакты дверей шахты находятся в замкнутом положении. В таком же положении находятся контакты ловителя и кнопки СТОП.

Схемы управления электроприводами лифтов Схема пассажирского лифта Схема малого грузового лифта Схемы управления электроприводами лифтов Схема малого грузового лифта Схемы управления электроприводами лифтов Схема пассажирского лифта Схема малого грузового лифта Схема пассажирского лифта

Выбор направления движения и остановка кабины на заданном этаже выполняется с помощью этажных переключателей, которые устанавливаются в шахте на каждом этаже. На кабине закрепляется отводка, воздействующая на переключатели того или иного этажа. У каждого переключателя имеется четыре контакта, все действия которых зависит от того, в каком положении находится рычаг выключателя. В свою очередь положение рычага определяется местом расположения кабины по отношению к данному выключателю.

Для того чтобы отправить кабину на верхний этаж, нажимается кнопка приказа, после чего включается этажное реле (например, на 3 этаже). Два контакта замыкаются и приводят к включению реверсирующего контактора. В результате нажатия на кнопку приказа, по времени наступает последовательное включение этажного реле и реверсирующего контактора. Питание поступает к приводному электродвигателю и тормозному электромагниту, что приводит к растормаживанию лебедки и подъему кабины. Когда замыкается второй замыкающий блок-контакт, включается промежуточное реле, у которого срабатывает размыкающий контакт в цепях катушек реле 1-го, 2-го и 3-го этажа.

Кабина прибывает на требуемый этаж после нажатия соответствующей кнопки вызова. Одновременно срабатывает звуковой сигнал а сигнальный блинкер выбивает номер этажа, откуда поступил вызов. Звуковая и световая сигнализация располагается рядом с управлением лифтом.

Общая схема лифта

Обычно все механизмы лифта эксплуатируются следующим образом. Для того, чтобы вызвать кабину на какой-либо этаж, необходимо нажать соответствующую кнопку. Кабина приходит в нужное место, останавливается, затем происходит автоматическое открытие дверей. Если кабина уже находится на месте вызова, то при нажатии кнопки двери сразу же откроются.

После того как пассажиры зашли внутрь, нажимается кнопка с номером этажа, расположенная на специальной панели. Получив сигнал, кабина начинает подниматься или опускаться к заданному этажу. Двери перед началом движения автоматически закрываются. Если вызванным лифтом никто не воспользовался, двери через определенное время закрываются. В то время, когда лифт занят, регистрация его вызовов не производится.

Открывание и закрывание дверей осуществляется путем автоматического привода. Данный механизм рассчитан таким образом, чтобы створки при закрытии не развивали усилия более 153 Н. Дверной привод оборудован асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с питанием через понижающий трансформатор.

Схема малого грузового лифта Схема пассажирского лифта Схема малого грузового лифта Схемы управления электроприводами лифтов Схема пассажирского лифта Схема малого грузового лифта Схемы управления электроприводами лифтов Схема пассажирского лифта Схема малого грузового лифта Схема пассажирского лифта

Управление всеми приводными двигателями осуществляется со специальной панели, которая находится в машинном отделении. Она несет на себе всю управляющую аппаратуру вместе с автоматическими выключателями, имеющими наибольшую тепловую защиту.

Электропривод — лифт

Электропривод лифта со скоростью движения кабины 1 м / с Одним из показателей комфортабельности лифта является время ожидания кабины по вызову. Это время зависит не только от скорости движения кабины, но и от последовательности, выполнения команд, поступающих в схему управления.

Диаграмма скорости лифта с двухскорост-ным двигателем.

Электропривод лифта с двухскоростным асинхронным двигателем при опускании кабины работает так же, как при ее подъеме. Особенностью спуска является то, что как большая частота ПБ, так и малая частота ПА будет больше соответствующих частот ПБ и ЛА при подъеме кабины. Другая особенность состоит в том, что при спуске груженой кабины величина замедления при переключении двигателя с большой частоты на малую меньше, чем замедление пустой кабины.

Электропривод лифта устанавливают в машинном помещении и служит он для перемещения кабины и противовеса.

Электропривод лифта — электромеханическая система, состоящая из электродвигателя, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств, предназначенная для приведения в движение кабины лифта и управления этим движением.

Функциональная схема электропривода лифта с двигателем.

Электропривод лифта с двигателем постоянного тока Для скоростных лифтов со скоростью движения кабины до 4 м / с в настоящее время используется электропривод постоянного тока с реверсивным тиристорным преобразователем.

Система электропривода лифта и схема управления им в значительной степени определяются скоростью движения кабины.

Для электропривода лифта характерным является наличие гибкого звена ( канаты и пружинная подвеска), соединяющего двигатель с кабиной.

Режим работы электропривода лифта характеризуется частыми включениями и отключениями.

Пассажирский лифт ( а и кинематическая схема ловителя ( б.

По техническим нормам электропривод пассажирских и грузовых свободнозагру-жаемых лифтов должен обеспечить остановку кабины с отклонением уровней пола кабины и этажа, не превышающим 35 — 50 мм, а грузопассажирских и грузовых с грузами на тележках — 10 — 15 мм.

Совершенствование современных систем электропривода лифтов ведется в направлении замены электроприводов постоянного тока асинхронными Приводами. Для пассажирских быстроходных и скоростных лифтов разработаны и внедряются также системы электроприводов с тиристорным управлением и бесконтактные системы управления, построенные на логических элементах.

Схема малого грузового лифта Схемы управления электроприводами лифтов Схема пассажирского лифта Схема малого грузового лифта Схема пассажирского лифта Схема малого грузового лифта Схемы управления электроприводами лифтов Схема пассажирского лифта Схемы управления электроприводами лифтов Схема пассажирского лифта

Блок-схема управления лифтом.

Существенными недостатками систем электропривода лифтов с релейно-контакторной автоматикой являются относительно малое быстродействие последней, значительный шум в здании, повышенные эксплуатационные расходы на регулирование, ремонт и замену контактной аппаратуры, а также снижение точности отработки сигналов в процессе эксплуатации.

Технические характеристики

Типовая электрическая схема отображает малый грузовой лифт, грузоподъемность которого составляет до 100 кг, а количество остановок – от 3 до 12. Движение лифтовой кабины осуществляется со скоростью 0,5 м/с. В подъемном механизме имеется канатно-ведущий шкив, а расположение машинного помещения определено в нижней части сооружения.

Читайте так же:
Какой фирмы выбрать автоматический выключатель для квартиры

В качестве примера рекомендуется рассматривать электрическую схему с тремя остановками. Для приведения лифта в движение используется короткозамкнутый асинхронный двигатель. Подключение питания к двигателю и тормозному электромагниту осуществляется через главный рубильник и автоматический выключатель, установленный для максимальной токовой защиты электрооборудования. Питание цепей управления происходит с помощью переменного тока напряжением 220 вольт, а для цепей сигнализации и освещения кабины используется переменный ток 24 В, выдаваемый понижающим трансформатором. Приведение лифта в действие выполняется с помощью контакторного управления электроприводом. Вся защитная аппаратура и элементы управления смонтированы в едином блоке.

Для того чтобы исключить подъем и спуск кабины за границы установленных пределов, создается специальная защита с использованием конечного выключателя, смонтированного на кабине. В самой шахте устанавливаются специальные отводки, воздействующие на выключатель. Когда срабатывают ловители кабины, происходит аварийная остановка лифта за счет действия контакта ловителя. Блокировочные дверные контакты позволяют контролировать закрытие шахтных дверей.

Глава 5.5. Электрооборудование лифтов

5.5.1. Настоящая глава Правил распространяется на электрооборудование лифтов (подъемников) напряжением до 600 В, грузоподъемностью 50 кг и более, устанавливаемых в жилых и общественных зданиях, в промышленных предприятиях и других сооружениях. В остальном лифты (подъемники) должны отвечать требованиям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора России.

Настоящие Правила не распространяются на лифты (подъемники), устанавливаемые во взрывоопасных помещениях, в шахтах, горной промышленности, на судах и иных плавучих сооружениях, на самолетах и других летательных аппаратах, а также на лифты специального назначения.

5.5.2. Лифтом (подъемником) в настоящих Правилах называется подъемное устройство, предназначенное для перемещения людей и груза в кабине или на платформе, движущихся в жестких вертикальных направляющих при помощи подъемного механизма, приводимого в действие электродвигателем непосредственно или через редуктор, связанный с ним жесткой или упругой муфтой.

5.5.3. Групповой лифтовой установкой в настоящих Правилах называется установка, состоящая из нескольких лифтов, имеющих машинное помещение и связанных между собой общей системой управления.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.5.4. Напряжение силовых электрических цепей в машинных помещениях должно быть не выше 660 В, в кабинах, шахтах и на этажных площадках — не выше 380 В, а для цепей управления, освещения и сигнализации во всех помещениях — не выше 220 В (допускается использование фазы и нуля сети 380/220 В). При использовании фазы и нуля должны быть соблюдены следующие требования:

1. Питание цепей управления, освещения и сигнализации должно производиться от одной фазы.

2. Один конец обмотки аппаратов должен быть наглухо присоединен к нулевому проводу.

Напряжение цепи питания переносных ламп должно быть не выше 42 В.

Применение автотрансформаторов с целью понижения напряжения не допускается.

5.5.5. Уровень помех радиоприему от электрических машин, аппаратов и электропроводки, входящих в комплект электрооборудования лифта (подъемника) или групповой лифтовой установки, не должен превышать значений, установленных действующими положениями.

ЭЛЕКТРОПРОВОДКА И ТОКОПОДВОД К КАБИНЕ

5.5.6. Электропроводка в машинном помещении, шахте лифта (подъемника) и кабине должна соответствовать требованиям гл. 2.1 и 3.4, а также следующим требованиям:

1. Электропроводка должна выполняться изолированными проводами или кабелями с резиновой или равноценной ей изоляцией; применение силовых и контрольных кабелей с изоляцией из пропитанной кабельной бумаги не допускается.

2. Сечение жил кабелей и проводов должно быть не менее 1,5 мм для медных жил и 2,5 мм для алюминиевых жил.

На участках цепей управления от этажных рядов зажимов и рядов зажимов на кабине до аппаратов, устанавливаемых в шахте и на кабине, а также на участках цепей управления, обеспечивающих безопасность пользования лифтом или подверженных частым ударам и вибрации, должны применяться провода и кабели с медными жилами. При применении проводов и кабелей с медными многопроволочными жилами сечение их может быть снижено: в цепях присоединения аппаратов безопасности до 0,5 мм , в остальных цепях до 0,35 мм .

3. Внутренний монтаж лифтовых аппаратов и комплектных устройств должен выполняться медными проводами.

4. Концы проводов должны иметь маркировку согласно проекту.

5.5.7. Токоподвод к кабине, а также к противовесу в случае установки на нем выключателя-ловителя или других аппаратов должен выполняться гибкими кабелями или гибкими проводами с медными жилами сечением не менее 0,75 мм , заключенными в общий резиновый или равноценный ему шланг.

В токоподводе должно быть предусмотрено не менее 5% резервных жил от общего числа используемых, но не менее двух жил.

Кабели и шланги должны быть рассчитаны на восприятие нагрузок от собственного веса. Допускается их усиление закреплением к несущему стальному тросу.

5.5.8. Кабели и шланги токоподвода должны быть размещены и укреплены таким образом, чтобы при движении кабины исключалась возможность их зацепления за находящиеся в шахте конструкции и их механического повреждения. При применении для токоподвода нескольких кабелей или шлангов они должны быть скреплены между собой.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИННОГО ПОМЕЩЕНИЯ

5.5.9. Проходы обслуживания между фундаментами или корпусами электрических машин, между электрическими машинами и частями здания или оборудования в машинных помещениях, кроме помещений для малогрузных (до 160 кг) подъемников, должны быть шириной не менее 1 м в свету. Допускаются местные сужения проходов между выступающими частями машин и строительными конструкциями до 0,6 м.

Допускается не более чем с двух сторон уменьшить до 0,5 м ширину прохода обслуживания электрических машин; со сторон машины, не требующих обслуживания, расстояние не регламентируется.

5.5.10. В машинных помещениях проходы обслуживания должны отвечать следующим требованиям:

1. Ширина (в свету) прохода обслуживания с передней и задней сторон панели управления должны быть не менее 0,75 м. При ширине панели управления не более 1 м и возможности доступа к панели с обеих сторон расстояние от выступающих частей задней стороны панели до стены машинного помещения допускается уменьшить до 0,2 м, а при ширине панели более 1 м или наличии доступа к панели с одной боковой стороны — до 0,5 м.

Читайте так же:
Как снять крышку выключателя розетки

Панель управления, у которой монтаж и демонтаж электрических аппаратов и подсоединение к ним проводов производятся только с передней стороны, допускается устанавливать вплотную к стене машинного помещения, а также в нишах глубиной не более толщины панели вместе с аппаратурой управления.

2. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте менее 2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,75 м.

3. Расстояние между неогражденными токоведущими частями, расположенными на высоте менее 2 м на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1,2 м.

5.5.11. На щите управления каждого лифта должен быть установлен аппарат, отключающий первичную цепь и цепь управления. В машинном помещении непосредственно у входа должен быть установлен вводный аппарат для снятия напряжения со всей лифтовой установки.

5.5.12. В машинном помещении у входа необходимо предусматривать свободный проход шириной не менее 1 м.

5.5.13. Защита первичных цепей и цепей управления лифта и группы лифтов должна быть выполнена в соответствии с требованиями гл. 3.1.

Лифты с электромашинными преобразовательными агрегатами должны иметь защиту от длительной перегрузки и от КЗ электродвигателя преобразовательного агрегата.

5.5.14. Кабина и шахта при сплошном ее ограждении для лифтов (подъемников) всех типов, за исключением малых грузовых, а также машинное помещение, помещение верхних блоков, площадки перед дверями, шахты, проходы и коридоры, ведущие к лифту, к помещению верхних блоков и к приямку, должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением. Питание электрического освещения, кроме освещения кабины, должно производиться от сети внутреннего освещения здания. Освещение глухих шахт подъемников с автоматическими дверями допускается осуществлять путем установки одной лампы на кабине и одной лампы под кабиной подъемника.

Освещенность в шахтах должна составлять не менее 5 лк.

В остекленных или огражденных сетками шахтах выполнение стационарного освещения является необязательным, если наружное освещение обеспечивает достаточную освещенность внутри шахты.

5.5.15. В машинном помещении, в помещении верхних блоков и на крыше кабины должно быть установлено по одной или более розеток для переносной лампы напряжением не выше 42 В.

5.5.16. Лампы освещения кабины и шахты при питании освещения от первичной цепи электродвигателя должны быть включены в сеть до вводного рубильника или автоматического выключателя электродвигателя лифта (подъемника).

При наличии в кабине резервного освещения до 42 В допускается включение основного освещения кабины после вводного рубильника или автоматического выключателя.

5.5.17. Выключатель для включения освещения кабины и шахты должен устанавливаться в машинном помещении. Освещение кабины пассажирского лифта с подвижным полом допускается выполнять так, чтобы оно включалось при открытой двери шахты и отключалось после выхода из кабины всех пассажиров и закрытия дверей шахты. Допускается также использовать для включения освещения кабины переключатель, предназначенный для дистанционного включения лифта в работу, при этом освещение кабины должно включаться одновременно с включением лифта в работу. Этот переключатель должен устанавливаться в запертом шкафу на основном посадочном этаже.

ЗАЗЕМЛЕНИЕ (ЗАНУЛЕНИЕ)

5.5.18. Заземление лифтов (подъемников) должно отвечать требованиям гл. 1.7, а также следующим требованиям:

1. Заземление электрических машин и аппаратов, установленных на звуко- и виброизолирующих опорах, должно быть выполнено гибким проводом.

2. Для заземления кабины следует использовать одну из жил кабеля или один из проводов токопровода. Рекомендуется использовать в качестве дополнительного заземляющего проводника экранирующие оболочки и несущие тросы кабелей, а также стальные несущие тросы кабины.

3. Металлические направляющие кабины и противовеса, а также металлические конструкции ограждения шахты должны быть заземлены.

УСТАНОВКИ С БЕСКОНТАКТНОЙ АППАРАТУРОЙ УПРАВЛЕНИЯ

5.5.19. При применении бесконтактной аппаратуры для управления лифтами должны быть соблюдены условия, оговоренные в 5.5.20-5.5.28.

5.5.20. Сложные системы управления группой лифтов должны состоять из отдельных групп блоков управления, при этом:

1) каждый лифт должен управляться отдельной группой блоков, допускающей работу этого лифта независимо от состояния других лифтов и их блоков;

2) должна быть предусмотрена возможность легкого отсоединения блоков лифта без нарушения работы остальных лифтов.

5.5.21. Блоки питания системы управления с логическими элементами должны иметь защиту от КЗ, перегрузок и снижения выходных напряжений с сигнализацией о ее срабатывании. Защита должна быть построена так, чтобы при КЗ, перегрузке или снижении напряжения в одной выходной цепи отключались все выходные цепи блока питания.

5.5.22. Если общая точка системы управления с логическими элементами не заземлена, в блоке питания необходимо предусмотреть контроль замыкания на землю каждой выходной цепи с соответствующей сигнализацией.

5.5.23. Блоки питания должны допускать дистанционное включение и отключение.

5.5.24. Станции управления лифтами, собираемые из отдельных блоков, должны быть снабжены аппаратурой, указывающей прохождение основных сигналов, или гнездами, позволяющими присоединять измерительную аппаратуру для контроля этих сигналов.

5.5.25. Конструкции станций управления и комплектных устройств должны обеспечивать свободный доступ к проводам, кабелям и входным рядам зажимов.

5.5.26. При установке станций управления в шкафах не рекомендуется устанавливать какую-либо аппаратуру, кроме сигнальной, на дверях шкафов.

5.5.27. Цепи кнопок, ключей управления, путевых и конечных выключателей должны быть гальванически разделены. Разделение может быть произведено с помощью входных согласующих элементов или с помощью реле, контакты которых предназначены для работы в цепях с малыми токами.

5.5.28. Цепи напряжением 220 В и выше должны прокладываться отдельно от цепей напряжением ниже 220 В бесконтактных элементов и присоединяться к отдельным, специально выделенным рядам зажимов или разъемным контактным соединителям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector